Заключение
В данной работе были рассмотрены виды ролей руководителя, основные уровни управления и его содержание в деятельности, принципы работы руководителя с подчиненными, виды стилей руководства, а также мотивация как социальная основа управления персоналом и оценка работы руководителя.
В заключение отметим, что эффективное руководство заключается не в выдаче инструкций, а в выработке целей и перспектив развития, создании обстановки инициативного творческого труда, максимально используя при этом социальный потенциал производственной организации.
Нами рассмотрены лишь некоторые основные принципы особенностей работы руководителя в организации. В реальной жизни это многогранный творческий процесс, который трудно уложить в прокрустово ложе стандартных правил. Но даже рассмотренные нами аспекты свидетельствуют о том, насколько сложна деятельность руководителя в современных условиях, и каких разносторонних способностей и подготовки она требует.
Анализируя данную курсовую работу можно сделать вывод, что поставленные нами задачи полностью выполнены и все мероприятия, проводимые с целью увеличения производительности труда и сокращением затрат рабочего времени руководителя, будут напрасными если руководитель придерживается авторитарного метода управления. Такой руководитель привык решать все сам, забывая при этом, что тратит напрасно много времени; не анализирует свою работу с целью выявления резервов снижения затрат рабочего времени; не посвящает время самообразованию.
Приложение 1
Таблица 1. Сравнение стилей руководства и типов влияния.
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Стили управления (руководства) | ||
Приемы принятия решений | Авторитарный (аристократический) | Демократический | Либеральный |
Руководитель единолично решает все вопросы | Перед принятием решений советуется с коллективом, или принимается коллективное решение | Ждет указаний от вышестоящего руководителя, подчиняется решениям группы или собрания работников | |
Способ доведения решений до исполнителя | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, утверждает предложенное подчиненным, поручает | Просит, часто упрашивает |
Распределение ответственности | Берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя | Распределяет ответственность вместе с полномочиями и заданиями | Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе | Полностью подавляет | Поощряет и использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров | Боится достаточно квалифицированных и думающих работников, старается от них избавиться | Подбирает деловых, грамотных работников с широким кругозором | Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний | Гипертрофированное самомнение | Постоянно обучается, учитывает критику, поощряет подчиненных к обучению | Пополняет свои знания, поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения | Жестко формальный | Настроен дружески, общается охотно | Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускает фамильярное обращение |
Характер отношений с подчиненными | Диктуется настроением | Ровная, дружественная манера поведения с высокой степенью самоконтроля | Мягок, покладист, иногда легковерен |
Отношение к дисциплине | Приверженец формальной жесткой дисциплины | Разумная дисциплина, дифференцированный подход к людям | Требует формальной дисциплины, не умея ее обеспечить |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Наказание – основной метод воздействия, поощрения – для избранных | Постоянно использует различные стимулы | Использует поощрение чаще, чем наказания |