Spolrussia.ru

Совершенствование управления персоналом

Теории лидерских стилей

Данные теории являются диаметрально противолежащими и взаимоисключающими, но на их основе возникли теории, имеющие большую практическую направленность. Эти теории нашли свое развитие в теориях А и Z (В.Оучи). Теория Z – это японский стиль управления, когда фирма рассматривается как одна семья, в основу допущены доверие, такт, близость, не декларируется, а систематически воспитывается дух равноправия ее членов. Теория А свойственна для американских фирм. Основные положения данных теорий привeдены в таблице 1.4

Таблица 1.4 – Основные положения теорий А и Z

«Теория А»

«Теория Z»

Человеческий капитал

Малые вложения в обучение Обучение конкретным навыкам Формализованная оценка

Немалые вложения в обучение Общее обучение Неформализованная оценка

Трудовой рынок

На первом месте - внешние стимулы (премии, похвала руководителей и т.д.) Краткосрочный найм Специализированная лестница продвижения

На первом месте - внутренние факторы (чувство компетентности, удовлетворения и самоуважения) Долгосрочный найм Неспециализированная лестница продвижения (горизонтальный карьерный рост)

Преданность организации

Прямые контракты по найму Внешние стимулы Индивидуальные рабочие задания

Подразумеваемые Внутренние стимулы Групповая ориентация в работе

Р.Лаикерт предложил четыре базовых системы стиля руководства.

Таблица 1.5 – Стили руководства Р.Лайкерта

Стиль лидерства

Содержание

1

2

3

Система 1 (руководитель не уверен в подчиненных и не доверяет им)

Эксплуататорско-авторитарный

Руководители имеют характеристики автократа. В качестве мотивационных факторов применяются страх, угрозы, наказания и отдельные вознаграждения

1

2

3

Система 2 (снисходительная уверенность в подчиненных и доверие типа «мастер-раб»)

Благосклонно-авторитарный

Руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они позволяют им, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых эпизодах – наказанием

Система 3 (значительная, но не безоговорочная уверенность в подчиненных и доверие типа «начальник-подчиненный»)

Консультативно-демократический

>

Руководители проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Значимые решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Система 4 (полная уверенность в подчиненных и доверие во всем)

Основанный на участии

Групповые решения и участие работников в принятии решений. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Материальное вознаграждение исполняется на основе системы стимулирования, разработанной с участием работников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4