Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. По известной системе классификации стиль может быть автократичным (одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, направленный на работе, и стиль, направленный на человеке
Характеристика этих стилей приведена в таблицы 1.1
Таблица 1.1 – Характеристика стилей управления
| Критерии | Автократичный (авторитарный) | Демократический | Либеральный |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Способ принятия решений | Единоличный с подчиненными | На основе советов сверху или мнения групп | На основе указаний |
| Способ доведения решений до исполнителей | Приказ, распоряжение, команда | Предложение | Просьба, упрашивание |
| Распределение ответственности | Полностью в руках руководителя | В соответствии с полномочиями | Полностью в руках исполнителей |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Взаимоотношение к инициативе подчиненных | Допускается | Поощряется и используется | Полностью отдается подчиненным |
| Принципы подбора кадров | Избавление от сильных конкурентов | Ориентация на профессионалов и помощь им в карьере | |
| Отношения к знаниям | Считает, что знает все сам | Постоянно учится и спрашивает того же от подчиненных | Безразличное |
| Отношение к общению | Отрицательное, соблюдает дистанцию | Положительное, инициативно идет на контакты | Инициативы не проявляет |
| Отношение к подчиненным | Неровное | Ровное, доброжелательное, требовательное | Мягкое нетребовательное |
| Отношение к дисциплине | Жесткое, формальное | Разумное | Мягкое, формальное |
| Отношение к стимулированию | Наказание с редким поощрением | Поощрение с редким наказанием | Нет четкой ориентации |
Таким образом, руководитель, сориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда. Руководитель, устремленный на человека, добивается роста производительности труда путем совершенствования человеческих взаимоотношений; он делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки, считается с необходимостями подчиненных, поощряет их профессиональный рост. Перейти на страницу: 1 2 3 4