Spolrussia.ru

Совершенствование управления персоналом

Особенности способов подготовки (обучения)

Современная практика образования взрослых развивается в соответствии с двумя основными моделями:

· традиционного обучения (репродуктивная, технократическая, знаний, поддерживающая);

· инновационной (проблемная, гуманистическая, развивающая, способностная).

Эти модели принципиально различаются характером деятельности обучаемого. В их системодеятельностном подходе также имеются различия:

1. В традиционном обучении только преподаватель является субъектом деятельности. Он осознанно и целенаправленно строит свою деятельность. Обучаемый не является полноправным субъектом собственной деятельности. Он включен в деятельность педагога. В этом случае фиксируется субъект объектный тип взаимодействия педагога и обучаемого. Для личностно ориентированного образования характерен субъект субъектный тип взаимодействия. В этом случае отмечаются два полноправных деятеля, имеющие общие цели, согласованные мотивы. Преподаватель выполняет сервисную, управленческую функцию по достижению саморазвития обучаемого.

2. Различная специфика реализуемых деятельностей. Первая модель содержит предметную деятельность, где обучаемый усваивает информацию, решает задачи определенной области знания. Во второй модели ведущей деятельностью оказывается учебная и целью является не решение задач, а овладение способом решения того или иного класса задач. В этом случае используют технологии развития мышления, позволяющие обучаемому:

· организовать рефлексию предметной деятельности;

· проанализировать свою деятельность;

· вычленить исходные основания, универсальные способы решения определенного типа задач;

· самостоятельно получить необходимую информацию. При этом ведущей характеристикой учебной деятельности является осознание цели обучения, способа решения проблем (задач), получение знания. В этом случае "включаются" многие высшие психические механизмы: сознание, самосознание, воля, самоопределение.

Эти отличия позволяют иначе смотреть на арсенал имеющегося педагогического инструментария (приемов, методов) реализации деятельности.

Шесть основных макроспособов обучения (образования):

· объяснительно иллюстративный;

· репродуктивный;

· проблемно поисковый;

· коммуникативный;

· имитационно ролевой;

· рефлексивный.

Основание для выделения - специфика ведущей деятельности обучаемого, ее предмет и результат.

Основными методами и формами объяснительно иллюстративного способа являются лекция, рассказ, объяснение и демонстрация. Обучаемый слушает, воспринимает и осмысливает сообщаемую информацию, в результате чего получает некоторое представление об объекте или явлении.

При репродуктивном способе обучения основными методами и формами являются упражнения, тренинг, лабораторные работы, практические занятия.

Самостоятельная деятельность обучаемых по осознанию проблемы и поиску способов ее решения наилучшим образом проявляется при проблемно поисковом способе обучения. Существуют два варианта реализации этого способа: метод проб и ошибок, т.е. "стихийное" творчество и организация рефлексивных процессов. Основные методы и формы – проблемное изложение, поисковый (эвристический), исследовательский эксперимент, креативные методы.

К основным методам и формам коммуникативного способа образования относятся эвристическая беседа, диалог, диспут, дискуссия, полемика, "мозговой штурм", семинар, т.е. этот способ обучения предполагает и принимает характер коллективной мыследеятельности. Перейти на страницу: 1 2 3