Фирма «ТОП-книга» имеет ряд отделов, выполняющих различные функции: научно-исследовательские, кадровые, финансовые и бухгалтерского учета, сбыта, поставки. Все отделы в совокупности составляют внутреннюю среду и имеют общую главную цель: повышение эффективности деятельности фирмы «ТОП-книга». Именно они формируют сильные и слабые стороны компании, создают условия для её дальнейшего роста или паузы в развитии
Но фирма «ТОП-книга» не существует «в вакууме». Она должна удовлетворять потребности клиентов, связываться с поставщиками, учитывать действия конкурентов, то есть фирма всегда связана с макросредой –внешней средой. Помимо факторов и процессов, на которые фирма может оказать влияние (такие как: конкуренты, поставщики, потребители), во внешней среде происходят процессы, существуют факторы, не поддающиеся контролю. К ним относятся изменения в политико-правовой, социальной, экологической сферах.
Чтоб оценить эффективность функционирования фирмы «ТОП-книга» необходимо провести стратегический анализ. В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако, в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких компаниях ограниченных, более «дешевых» вариантов выработки стратегий. Поэтому как основной инструмент регулярного стратегического управления многие компании выбирают матрицу качественного стратегического анализа, которую еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы). Именно методика SWОT –анализа будет наиболее приемлемой для оценки и анализа функционирования фирмы «ТОП-книга» В данном случае в SWOT- анализ будут включены элементы STEEP-анализа, посредством которого осуществляют оценку внешней среды предприятия.
S 1)Выход фирмы на международный рынок (рост объема продаж) 2)Различны виды торговли – розничная, мелко-, крупнооптовая (рост числа клиентов) 3)Акции, система дисконтов для клиентов (привлечение покупателей). 4) Обеспеченность компьютерами и сетью Интернет позволяют иметь собственный сайт и интернет-магазин. 4)Широкий ассортиментом товаров (привлекает клиентов с различными интересами) 5) цены на товары варьируются о самых низких до самых высоких(привлекает покупателей с различный доходом) | W 1)Неэффективное расположение книжных магазинов по городам (пример: в г.Екатеринбурге с населением 1.323.000 чел. – 5 магазинов; в г.Саратове с населением 836.000 человек – 11 магазинов) |
O 1)Заинтересованность со стороны поставщиков (издательства нуждаются в сетях распространения своей продукции). 2)Интерес к русскому языку и русской литературе зарубежном, особенно в Европе. 3)Наличие крупных учебных заведений, библиотек в городах (велико число потенциальных клиентов) | T 1)сильная конкуренция в сфере книготорговли. (книготорговые сети, например: «100000 книг»; «Молодая гвардия», «Библио-глобус» и потенциальные конкуренты: киоски «РОССПЕЧАТЬ», сети «Монетка», «Пятерочка», «Купец» торгующие помимо продуктов открытками и медиапродукцией) 2)Отсутствие крупных учебных заведений, особенно в небольших городах (снижение спроса на книги, периодические издания, канцелярские товары). 3)Снижение покупательной способ-ности населения в связи с кризисом. 4)Снижение инвестиций в связи с финансовым кризисом |