Управление персоналом является важнейшей составной частью общей стратегии управления предприятием. Главными целями такой стратегии, в условиях перехода на рыночные отношения, является: получение расчетной величины прибыли, повышение производительности труда, реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью, достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников. Управление людьми всегда основывается на совокупности основополагающих исходных теоретических и эмпирических предпосылок, формирующих парадигму, на базе которой строится система управления человеком в организации.
В теории и практике управления произошла радикальная смена парадигм и наметились признаки нового революционного поворота в этой области. Выделяют четыре концепции кадровой функции в организациях, которые развивались в рамках трех парадигм. Эти концепции таковы: использования трудовых ресурсов, управления персоналом, управление человеческими ресурсами и управление человеком.
Система управления человеком в организации представлена в таблице 1. В рамках концепции использования трудовых ресурсов ведущее место занимает техническая, а не управленческая подготовка людей на предприятии. Началу развития этой концепции дал экономический подход к управлению.
Таблица 1.Система управления человеком в организации
Параметры сравнения | Экономическая парадигма | Органическая парадигма | Гуманистическая парадигма | ||
функция менеджмента | использование трудовых ресурсов | управление персоналом | управление человеческими ресурсами | управление человеком | |
роль человека | фактор производства | ресурс организации | главный субъект организации | ||
место человека | элемент процесса труда | элемент формальной системы | элемент социальной организации | член организации - семьи | |
содержание управления | организация труда и заработной платы | частичное управление «жизненным циклом» человека | комплексное управление человеческими ресурсами | самоуправление | |
главный рычаг | заработная плата | полномочия и ответственность | мотивация | организационная культура | |
стимулирование | оплата рабочего времени | принцип «заслуг» | индивидуальный профессиональный вклад | качество трудовой жизни | |
обучение | первичная подготовка | подготовка и повышение квалификации | развитие управляющих | обучение на рабочем месте | |
подразделение | отдел организации труда и заработной платы | кадровая служба | служба управления человеческими ресурсами | вся организация | |
основные задачи | отбор способных работников, стимулирование, нормирование | изучение специфики потребителей, разработка различных программ, ориентированных на различные уровни потребностей | обучение персон ала - углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников | адаптация, развитие культуры организации - задание ценностей, формирование правил и норм, символизация | |
теоретическая основа | экономическая теория Тейлоризма | бюрократическая теория организаций | постбюрократическая теория организаций, социальная психология и организационное поведение | философия японского менеджмента, социальная психология, акмеология | |