Данный принцип чаще всего является альтернативой применяемому на практике способу принятия решений на основе чутья, накопленного опыта, предположений и др.
Использование этого принципа требует прежде всего проведения измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. Поиск информации и ее последующий анализ предполагают знание и применение специальных методов, в частности статистических.
8. Взаимовыгодные
отношения
с
поставщиками
(mutually beneficial supplier relationships).
Если отношения между организацией и ее поставщиком формируются на взаимовыгодной основе, они способствуют расширению возможностей обеих компаний. Реализация данного принципа требует: идентификации основных поставщиков; установления четких, открытых связей и отношений (базирующихся на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон); обмена информацией и планами на будущее; совместной работы, направленной на глубокое понимание потребностей клиентов; инициирования общих разработок; улучшения продукции и процессов. СМК должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и оптимизации деятельности поставщика.
Реализация изложенных принципов применительно к СМК научно-образовательной продукции вуза связана с решением целого ряда задач, таких как:
постоянное изучение требований потребителей;
систематический анализ тенденций развития в областях знаний, соответствующих компетенции вуза;
постоянное изучение конъюнктуры мирового рынка в сфере образования и науки;
систематическая актуализация миссии, целей и политики вуза;
тесное взаимодействие с поставщиками (школами, гимназиями, лицеями, колледжами) и субподрядчиками;
применение образовательных программ, соответствующих мировым нормам и требованиям.
Описание принципов создания и совершенствования СМК в вузах позволяет перейти к определению состава работ по их практическому внедрению.
Необходимость реализации принципов TQM связана с главной задачей современной системы образования — совершенствованием учебных программ и повышением качества предоставляемых образовательных услуг с целью удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям нынешнего этапа экономического развития страны.
Внедрение принципов TQM в образовательном учреждении, как и на предприятиях промышленности или сферы услуг, должно проводиться в несколько этапов.
1. Высшее руководство принимает решение о выполнении работ по внедрению TQM-подходав управление организацией. Нужно отметить, что этот этап самый ответственный и значимый с точки зрения принятия последующих решений. Необходимо четкое понимание всех потенциальных проблем, связанных с изменением организационной структуры, с затратами на менеджмент, обеспечение и повышение качества (например, в сфере промышленности объем данных расходов составляет не менее 5–10% от оборота предприятия), с подготовкой кадрового потенциала и т.д. Также нужно определить те преимущества, которые получит организация, и сроки, в которые эти преимущества будут достигнуты.
2. Разрабатывается стратегия TQM (определение политики, целей и задач организации, показателей качества).
3. Создается совет по качеству, возглавляемый руководителем организации, и назначаются должностные лица, ответственные за качество в компании и каждом подразделении.
4. Все сотрудники организации информируются о внедрении TQM-подхода и тех преимуществах, которые будут получены после проведения полного комплекса работ.
5. Создаются системы нормативно-правового обеспечения, контроля и отчетности, информированности и ответственности.
6. Разрабатываются руководства по качеству, методические рекомендации по всем процессам организации, рабочие инструкции для каждого сотрудника компании.
7. Реорганизуется структура управления с целью устранения барьеров между подразделениями при осуществлении деятельности, связанной с вопросами качества.
8. Выбираются основные направления (темы, проекты) для повышения качества.
9. Формируются группы (команды) для улучшения процессов.
10. Выполняются рекомендации, выработанные этими группами.
Для внедрения TQM-подхода в образовательных учреждениях создается совет по качеству, который определяет основные направления для улучшения процессов. Совет также формирует группы сотрудников для выполнения одной из ключевых задач реализации принципов TQM— оптимизации тех или иных процессов. Основные этапы работы таких групп представлены на рис. 2.
Группы по улучшению процессов могут быть созданы для работы в области методов преподавания, критериев оценки знаний студентов, способов оценки деятельности преподавателей, налаживания контактов с абитуриентами и родителями, бюджетирования, повышения комфортности проживания в общежитиях и т.д. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9