формирование единых требований к системе ввода, хранения и представления результатов контроля подготовленности студентов;
создание общеуниверситетского банка оценочных средств и специализированной системы управления им;
обеспечение возможности интерактивного обмена информацией с пользователями (администрацией университета, преподавателями и студентами) в рамках полномочий, определяемых персональными уровнями доступа.
Будучи интегрированной в единое информационное пространство ГУУ, система мониторинга качества университетского образования позволяет всем участникам ОП повышать эффективность своей деятельности и обеспечивать непрерывность совершенствования ОП.
Для создания системы мониторинга в ГУУ Центр качества собрал информацию о видах и характеристиках имеющихся в институтах и на кафедрах инновационных контрольно-оценочных и обучающих материалов, сформировал соответствующую базу данных. При поддержке ректората и Учебно-методического управления Центр качества совместно с руководством Института иностранных языков и кафедры высшей математики подготовил необходимую документацию и создал рабочие группы из числа преподавателей и сотрудников Центра для совершенствования имеющихся тестовых материалов, их стандартизации и приведения в соответствие требованиям системы сертификации качества педагогических тестовых материалов, функционирующей в России.
Более полной реализации потенциала преподавателей ГУУ, совершенствованию университетской контрольно-оценочной системы и наполнению банка оценочных средств способствует ежегодный смотр-конкурс ≪Инновационные обучающие и контролирующие средства (электронные модули, учебные курсы, учебно-методические комплексы и педагогические тесты)≫. В марте и ноябре 2005 г. были проведены круглые столы, посвященные подведению итогов данных конкурсов и обсуждению ряда проблем, решение которых необходимо для внедрения современных инновационных средств в образовательный процесс ГУУ. По результатам конкурса в сотрудничестве с Учебно-методическим управлением и Институтом дистанционного образования Центр качества подготовил информационно-методические материалы по разработке инновационных обучающих и контролирующих средств.
Помимо основных работ, по заказу Министерства образования и науки РФ силами сотрудников Центра выполняются НИР по использованию результатов единого государственного экзамена в управлении качеством образования. По итогам НИР издаются учебные пособия.
Система обеспечения качества образования в университете включает все стадии подготовки специалистов: прием абитуриентов, обучение студентов, государственную аттестацию выпускников.
Зачисление в ГУУ проводится в соответствии с Правилами приема, разработанными в университете на основании нормативных документов Минобрнауки РФ. В последние годы конкурс среди поступающих в ГУУ остается стабильно высоким и составляет по заявлениям от 4 до 13 человек на место. О высоком уровне требований к абитуриентам на вступительных экзаменах при поступлении в ГУУ свидетельствует то, что средний балл в аттестате зрелости у поступающих составляет более 4,5, каждый пятый окончил школу с медалью.
В последние годы стабилизировался контингент абитуриентов, поступивших в вуз по окончании подготовительных курсов (в 2002 г. их доля составляла 72% от общего числа зачисленных, в 2004 г. — 87%).
Вместе с тем следует отметить снижение конкурса на заочную форму обучения на базе среднего профессионального образования, что, помимо объективных причин, в определенной степени свидетельствует и о недостаточной эффективности профориентационной работы со стороны университета.
Текущая проверка знаний студентов осуществляется посредством контрольных работ, итоговых опросов по темам, тестирования по разделам читаемых дисциплин, подготовки рефератов, курсовых работ и т.п.
Анализ результатов промежуточных аттестаций за последние три года показывает, что около 60% студентов получают отличные и хорошие оценки. Полностью завершают обучение по аттестуемым специальностям от 85% до 100% от числа принятых на первый курс студентов.
Итоговая аттестация выпускников включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы. В ГУУ разработано положение об итоговой аттестации выпускников, изданы методические рекомендации по подготовке и защите дипломных проектов.
В 2005–2008 учебных годах в среднем по университету по всем направлениям и специальностям более 90% студентов получили отличные и хорошие оценки по результатам сдачи государственных экзаменов и 96% защитили выпускные квалификационные работы на пять и четыре, 25–33% выпускников получили дипломы с отличием.
Анализ выпускных квалификационных работ показал, что большинство из них написано на актуальные темы, с использованием программных средств обработки и анализа данных и содержат практические рекомендации по изучаемым проблемам. Вместе с тем темы некоторых дипломных проектов (например, по специальностям ≪финансы и кредит≫, ≪бухгалтерский учет и аудит≫) недостаточно конкретизированы и слабо связаны с практикой. В выпускных работах по специальностям ≪мировая экономика≫, ≪национальная экономика≫ мало расчетов с применением программных продуктов. Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9