Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.
Систему управления, и ее структуру, можно рассматривать в различных аспектах, каждый из которых имеет свою специфику исследования. В исследованиях систем управления широко используются подходы выделения структуры управления по функциям, по этапам принятия решения, по контурам управления, по подсистемам, элементам, и т.д. Например, разные авторы выделяют такие виды подсистем, как: целевые, функциональные и обеспечивающие; или: механизм управления, процесс управления, механизм развития; или: информационная система, техническая база, комплекс средств обработки информации, коллективы людей; или: персонал, функции, методы, техника управления, технология управления, и т.д.
Контрольная работа содержит две части: практическую и теоретическую. В практической части, на примере производственной организации "Элитная мебель", проведен анализ структуры управления. Проведен анализ внешней и внутренней среды организации, построено дерево целей, определена миссия организации и т.д.
В теоретической части рассмотрены такие вопросы как: "Какие звенья составляют систему управления?" и "Каков состав эмпирических методов исследования?".
В своей контрольной работе я использовала как специализированную литературу по исследованиям систем управления, так и ресурсы Интернет.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проведем анализ внешней и внутренней среды фирмы "Элитная мебель", занимающейся производством и продажей мебели.
Организации следит за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются путем составления перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды.
Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях среды существования организаций. Для этого назначили отдельных сотрудников перед которыми поставлена специальная задача следить за различными источниками информации, такими как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, поставщики, распространители, покупатели, конкуренты и др. Эти специалисты представляют периодические обзорные доклады руководству, отвечающему за организацию исследований факторов внешней среды. В организации "Элитная мебель" такая работа ведется постоянно.
После сбора информации выявляются сильные и слабые стороны организации. Разработка стратегии логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. Основное предназначение внешнего анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы. Внешний анализ является частью так называемого SWOT-анализа.
Возможности - это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли.
Это, например, снижение налогов или возможности использования
векселей для ускорения оборота средств, уменьшения неплатежей,
рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов, развитие интеграции, снижение или, наоборот, повышение
таможенных барьеров и т.д.
Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, которые могут
привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к
значительному уменьшению объема продаж и прибыли. Это снижение
покупательной способности населения и предприятий, усиление конкуренции на рынке, неблагоприятные демографические изменения,
ужесточение государственного регулирования и т.д.
Внешняя среда (окружение бизнеса) состоит из двух частей:
• макросреда (или отдаленное окружение);
• микросреда (отраслевое или ближнее окружение).
Стратегическими факторами макросреды считаются такие направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия.
SWOT - анализ фирмы "Элитная мебель"
выглядит следующим образом:
1. Сильные стороны:
Высококвалифицированные кадры
Цена товара рассчитана на массового покупателя
Высокотехнологичное оборудование
Сравнительно недорогие ресурсы
2. Слабые стороны:
Высокая зависимость от бюджетных организаций.
Зависимость от кредитной политики банков
Высокая зависимость от покупательной способности населения (опять - же ставка процента).
3. Возможности:
К увеличению продаж может привести ослабление сил конкурентов: в связи с мировым финансовым кризисом многие государственные предприятия-изготовители мебели, либо закрылись, либо выпускают гораздо меньшее число продукции.
4. Угрозы:
Снижение покупательной способности населения и предприятий, усиление конкуренции.
- Миссия организации "ЭЛИТНАЯ МЕБЕЛЬ"
- Выбор стратегии организации "ЭЛИТНАЯ МЕБЕЛЬ"
- Расчет основных показателей движения рабочей силы
- Какие звенья составляют систему управления?
- Каков состав эмпирических методов исследования?