Определение миссии организации это, по сути, ответ на вопрос: в чем смысл существования организации? Обычно миссия довольно широка по составу и больше выглядит, как долгосрочные планы предприятия. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организаций - парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование - процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем стратегического развития.
На современном этапе развития и функционирования организаций, в условиях жесткой конкуренции и постоянно меняющимися условиями как внешней, так и внутренней среды организации, очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии. К сожалению, большинство существующих фирм не только не имеют своей миссии, но даже и не знают, что она под собой подразумевает.
Вместе с тем, следует отметить, что прежде чем разрабатывать стратегию любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые она собирается предоставлять или уже предоставляет.
В учебнике Мескона "Основы менеджмента" авторы дают следующее определение миссии организации: "Миссия - это основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования", без определения миссии все решения в организации принимались бы только на основе индивидуальных ценностей руководителей. Миссия определяет статус фирмы и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Предназначение фирмы "Элитная мебель" на основе предлагаемых товаров и услуг - "Мы изготавливаем высококачественную мебель медицинского назначения".
Миссия фирмы "Элитная мебель": "Мы наполняем каждый день новыми идеями, мы создаем удобную, функциональную медицинскую мебель класса люкс, наши цели - ваши желания"
Миссия организации задает главную, стратегическую цель организации - выйти на мировой рынок с качественным продуктом класса люкс.
Удовлетворение клиента лежит в основе миссии организации, именно на клиента ориентирована вся деятельность фирмы. Клиентами организации являются бюджетные и внебюджетные организации: медицинские центры, клиники, салоны красоты и т.д.
Правильно поставленные цели определяют успех организации.
Для простоты, изобразим иерархию целей в структуре фирмы "Элитная мебель" следующим образом:
1-й уровень полномочий: цели бизнеса 2-й уровень полномочий: цели маркетинга 3-й уровень полномочий: цели рекламы
Цели бизнеса состоят в том, чтобы заработать деньги для обустройства и расширения существующей деятельности фирмы, и для инвестирования в новые направления.
Цели маркетинга - в том, чтобы добиться определенной доли рынка, и расширить рынок, увеличить товарооборот (объем продаж), повысить прибыльности направления и так далее.
Цели рекламы - обеспечить реализацию целей бизнеса и целей маркетинга.
У каждого уровня свои полномочия. Рекламист не может решать задачи уровня маркетинга, потому что не властен над свойствами товара, его упаковкой, ценообразованием, над работой сбытовой службы, над работой продавцов.
Руководитель фирмы "Элитная мебель" не решает задач рекламы или маркетинга.
Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик внутренней и внешней среды объекта управления, достижение которых является желательным и на достижение которых направлена наша деятельность.
Иерархия целей представляется обычно в виде "дерева целей". Основным правилом построения "дерева целей": каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы совокупность полностью определила исходную цель. Перейти на страницу: 1 2