Прогнозирование – одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе развития событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.
Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское (иногда его называют поисковым) и нормативное.
В основе изыскательского прогнозирования лежит ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуации на основании имеющейся при разработке прогноза информации.
Изыскательскому прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня.
В основе нормативного прогнозирования лежит ориентация на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых он стремится. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низких уровней.
Модель решения проблем в организации – это, прежде всего представление её механизма управления проблемами.
Основные концептуальные модели:
· модель «организация-машина;
· модель «естественной организации»;
· организация-община;
· социотехническая модель;
· интеракционистская модель;
· институциональная модель;
· конфликтная модель.
Наряду с требованием соответствия модели объекту важную роль играет требование соответствия модели субъекту управления, т.е. системе ценностей и предпочтениям ЛПР, уровню владения ЛПР необходимыми профессиональными навыками работы с современными управленческими технологиями, довнрия ЛПР к результатам моделирования.
Модели процесса управления могут различаться по степени сложности.