Системный подход – направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторое единство.
Принципы системного подхода (системного анализа):
1. целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для выше стоящих уровней;
2. иерархичность – наличие множества элементов (не менее 2-х), расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Любая организация – взаимодействие 2-х подсистем: управляющей и управляемой, одна подчиняется другой;
3. структуризация – позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры (как правило, процесс функционирования системы обусловлен столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры);
4. множественность – позволяющая использовать множество экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
При системном подходе важно изучение следующих характеристик организации, как системы «вход», «процесс», «выход».
При системном подходе на основе маркетинговых исследований, исследуются параметры «выхода», т.е. товары и услуги, что производить, с какими показателями качества, затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене.
Затем определяются параметры «входа» - исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после длительного изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации труда, и управления) и параметров внешней среды (экономической, политической, социальной, экологической и др.). Исследование параметра «процесса» - преобразование ресурсов в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования рассматривается производственная технология или технология управления, факторы и пути ее совершенствования.
Таким образом, системный подход позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик, анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявлять характер проблем «входа», «процесса», «выхода».
Комплексный подход – предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации (экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др.). Внешние факторы – важные аспекты при анализе организации и, к сожалению, учитываются не всегда. Комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.
Интеграционный подход – исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукции). Интеграция – объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. Например: управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам, ресурсам, срокам и т.д. Интеграция по горизонтали – требует формирования единой и четкой информационной системы управления, по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, производства внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства. Такая согласованность показателям по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления. Интеграция по вертикали – объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается: Перейти на страницу: 1 2 3