Рассмотренные выше экономические и организационно-распорядительные методы управления направлены в основном на производственно-хозяйственную деятельность организаций и предприятий. Однако организация выступает в обществе не только как производственно-экономическое звено, а и как социальный фактор. В связи с этим менеджер должен владеть социальными методами управления.
Социальные методы управления основаны на использовании социального механизма, который действует в коллективе (неформальные группы, роль личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные нужды и др.).
Под социальными методами управления
понимают систему средств и рычагов влияния на социально-психологический климат в коллективе, на трудовую и социальную активность коллектива и его отдельных работников.
Методы социального управления направлены на гармонизацию социальных отношений в коллективе путем удовлетворения социальных потребностей работников, развития личности и социальной защиты.
К методам социального управления
относят:
· социальное прогнозирование,
· социальное нормирование,
· социальное регулирование,
· социальное планирование.
Социальное прогнозирование
используется при создании информационной базы для разработки планов социального развития и применения методов социального влияния в трудовом коллективе. Параметры социального прогноза включают:
· возрастные изменения в коллективе;
· изменения общеобразовательного и квалификационного уровня работников;
· изменения в материальном обеспечении и в бытовых условиях работников;
· динамика-соотношение физического и умственного труда и др.
Социальное нормирование,
как метод управления, состоит в создании социальных норм, которые устанавливают порядок поведения отдельных лиц и групп в коллективе. Под нормой обычно понимают определенный признанный обязательный порядок, правило. Соответственно этому социальные нормы регулируют разные стороны хозяйственной и социальной жизни и подчиняют их единым целям и задачам, которые определены характером и назначением организации.
Различают социальные нормы:
· нормы права – юридические нормы, которые устанавливаются или санкционируются государством;
· нормы морали – нормы, которые формируются в сознании людей в процессе воспитания и жизнедеятельности;
· авторитет общественной мысли – общественные нормы, которые устанавливаются общественными организациями и обществом.
Классификация социальных норм может быть осуществлена и по другим признакам; в зависимости от типа и вида взаимоотношений, которые регулируются; степени обязательности норм; способа их образования и механизма действия и т.д.
Таким образом, управленческие отношения регулируются совокупностью социальных норм и процедур их реализации, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие систем.
Социальное регулирование
— это мероприятия по поддержанию социальной справедливости в коллективе и совершенствование социальных отношений между работниками.
Средствами социального регулирования служат коллективные договоры, соглашения, контракты, взаимные обязательства, правила внутреннего распорядка, уставы, правила этикета, ритуалы. Сюда также относят очередность удовлетворения социальных нужд в зависимости от трудового стажа, производственной активности работников и прочее.
Социальное регулирование направлено на стимулирование коллективной, личной инициативы работников и интереса их к работе.
Социальное планирование
, как метод социального управления, реализуется составлением плана социального развития организации. План социального развития, состоит из четырех разделов:
· совершенствование социальной структуры коллектива;
· совершенствование условий работы;
· повышение жизненного уровня, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
· повышение трудовой и общественной активности работников, развитие самоуправления.
План социального развития трудового коллектива является составной частью комплексного плана экономического и социального развития. Перейти на страницу: 1 2