Spolrussia.ru

Совершенствование управления персоналом

Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека

Во время войн женщины ценят героев, идущих в бой, благодаря чему те, прежде чем погибнуть, успевают оставить потомство, причем не всегда в законном браке. Дети вырастают и совершают такие же поступки, как их отцы. И наоборот, в тихие эпохи идеалом становится аккуратный семьянин, вследствие чего пассионарий не может найти себе достойного места в жизни.

Пассионарность – не просто дурные наклонности, а важный наследственный признак, вызываюший к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в суперэтнические системы (человечество – суперэтнос). Пассионарность – это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому как жить повседневными заботами для них не представляется возможным. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединяться и действовать согласно. Именно таким образом возникает первичная консорция. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев в древности просто изгоняли из племени либо убивали.

Если бы пассионарии всегда погибали, не успев ничего сделать, то люди до сих пор ели бы тела врагов, приносили в жертву младенцев. И жили бы на Земле не современные украинцы, англичане, итальянцы, а шумеры, пикты и другие, имена которых давно забыты.

Образы пассионариев. Л.Н. Гумилев приводит множество примеров пассионариев. Возьмем, к примеру, Александра Македонского. Всем известны его походы на Беотию, Иллирию, Фракию, Среднюю Азию, Индию.в этом случае интересуют мотивы этих войн, которые придется искать в характере полководца. Два качества, доведенные до крайности, отмечают у Александра и Ариан, и Плутарх: честолюбие и гордость, т.е. проявление пассионарности. Этого избытка энергии оказалось достаточно не только для победы, но и для того, чтобы принудить своих подданных вести войну, которая была им не нужна. Ситуация Александровских времен была интересна еще и тем, что не он один был пассионарием. Многие его соратники: Клит, Селевк, Птолемей и другие обладали пассионарностью и искренне соучаствовали в деле своего царя, благодаря чему удалось взять в поход простых македонян и греков. Не один человек, а целая группа пассионарных людей определила судьбу похода, который был обречен на победу.

Выводы

Синергетика (от греч. – согласованное действие) – область научных исследований коллективного поведения частей сложных систем, связанных с неустойчивостями и касающихся процессов самоорганизации. Синергетика является теорией самоорганизации систем различной природы, изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией, информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся (изменяющиеся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы.

Пассионарность (от греч. passio – страсть) – характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление к деятельности, направленной на достижение какой-либо цели.

Распространяя знания синергетики, пассионарности на деятельность и жизнедеятельность человека, можно предполагать, объяснять и делать выводы. В человеке (персонале организации) как нелинейной, неравновесной системе в определенных условиях жизни образуются внутренние связи, начинают “работать” системообразующие факторы, организующие, мобилизирующие его и позволяющие совершать действия, поступки, которых он сам и его окружающие не ожидали. Это свидетельствует, что каждый человек сам себя не знает; в условиях кризиса в каждом из нас появляются (могут проявляться) характеристики, способности, дающие ему возможность выйти на новый уровень развития. Проявление этих закономерностей в жизни дало возможность Ф. де Ларошфуко написать следующее: “Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими воспользоваться”. “О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется”. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7