Spolrussia.ru

Совершенствование управления персоналом

Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека

Данная модель имеет ряд достоинств. Л.Н. Гумилев делает вывод, что не может быть никаких ограничений для прогресса, изменяются только лидеры социогенеза (антропосферы). “Угасший” этнос после выполнения своих авангардный функций уступает место вошедшему в состояние активности. Человеческий путь объясним; если изменить подход – что-то делается во имя интереса к новому, жажды впечатлений и неожиданных ситуаций это и есть проявление высших мыслей и эмоций, но уже следствие, а причина – образование “условных и экстраполяционных рефлексов”.

Негэнтропийный максимум в системе “Я” человека служит причиной отказа от достигнутых результатов, если они начинают давить на него, превращаться в самоценнность. Движение к новому является проявлением энтропийного качества, поскольку усугубляется положение ищущего ответ “Я” человека. Но именно в этом случае конфликтность (проблемность) бытия служит лучшим средством повышения творческой активности. Так формируются великие характеры и делаются открытия. Эффект энтропности в жизни человека может быть объяснен с помощью феномена “отклоняющегося поведения”. Норма уступает место антинорме, обычное в мотивах поведения – необычному. Нестандартность, нешаблонность поступков обнаруживает отклонение от нормы для наилучшей самоорганизации. Это значит, что наиболее общим средством обеспечения сохранения равновесия творческой системы индивида является ее изменение. Чем динамичней система, тем большее значение приобретают изменения системы, а неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источниками упорядоченности, способствуют достижению эффективных результатов.

В едином мировом процессе самодвижение материи и самоорганизация равнозначны убыванию энтропии, самодезорганизация – возрастанию негэнтропии. Организациия и дезорганизация, порядок и беспорядок, негэнтропийные и энтропийные процессы обусловлены их неравномерным распределением в пространственновременном континууме Вселенной. Земля, самоуправление являются областью организационных, информационных, негэнтропийных процессов. В таких условиях порождаются информационногенерирующие процессы – геогенез, антропосоциогенез. Противоречие между порядком и беспорядком объективно служит необходимым источником развития физических, биологических и социальных систем.

Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что гармоничные и импульсивные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они вновь обретают свое традиционное природное поведение. Это обстоятельство применяется чаще всего военными, так как два-три пассионария могут поднять боевой дух целой роты. Нередко те же военнные формируют из пассионариев элитные ударные части. Здесь суть не в том, что пассионарий руководит воинской частью, а в том, что благодаря наличию среди солдат нескольких пассионарных, но более ничем не примечательных особей сама часть приобретает порыв, что подчас выручает даже бездарного полководца. Такое явление было названо пассионарной индукцией.

Главное в явлении пассионарной индукции состоит в следующем. Любой процесс этногенеза начинается героическими, а иногда и жертвенными поступками небольших групп людей, к которым присоединяются окружающие их массы, причем вполне искренне. Конечно, тот или иной человек может быть настроен скептически или просто эгоистичен, но после того, как он вошел в возникающую на его газах систему, его настроенность большого значения не имеет.

Способы утраты пассионарности. Любой этногенез – это более или менее интенсивная утрата пассионарности системой, иными словами, гибель пассионариев и их генов, особенно это проявляется во время тяжелых войн, так как пассионарные воины часто погибают молодыми, не использовав своих возможностей полностью и не передавших своих качеств по наследству. Но самое интересное то, что не только во время войн снижается пассионарное напряжение. Это было бы легко объяснимо гибелью особей, слишком активно жертвующих собой ради торжества своего коллектива. Но пассионарность столь же активно падает во время глубокого мира, причем даже быстрее, чем в жестокие времена. И самое страшное для этноса – переход от спокойного существования к обороне перед натиском другого этноса; тогда, если не наступит гибель, обязательно произойдет надлом, никогда не проходящий безболезненно. Объяснить это явление социальными причинами невозможно, но если рассматривать повышенную пассионарность как наследуемый признак – все становится ясно. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7