Охарактеризовать сущность мышления трудно. Под мышлением в широком смысле понимают рефлексию.
Мышление управленца проявляется при реализации управленческой функции, когда совместная деятельность персонала организации выстраивается в соответствии с заказом на производство определенного типа продукта. При этом учитывается целая иерархия ценностей (собственников, общества, отдельного человека) и критериев управления.
Предпосылки нового мышления:
· внешние (необходимость становления и развития человека, коллектива, общества, что связано с использованием механизмов сознания, самосознания, самоопределения, воли);
· внутренние (использование критериев в организации рефлексии и мыслительных процессов управленцев).
Задачи управленца:
· составление картины осуществленной деятельности;
· выявление причин затруднения или несоответствия заказу, цели, ценностям;
· проблематизирует содержание и форму прошлой деятельности;
· строит проект новой деятельности с измененными формой и содержанием.
Для решения проблем и устранения затруднений используют средства организации рефлексии (мыслетехника), понятия и категории теории деятельности и мышления или обходятся без критериального обеспечения, полагаясь на "здравый смысл". Таким образом, специфической характеристикой нового управленческого мышления является использование необходимой технологии мышления.
Разработанные различные образовательные технологии в психолого-педагогическом плане характеризуются переходом:
· от сугубо ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
· от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
· от внешней мотивации к внутренней, нравственно волевой регуляции.
Разработаны и апробированы на практике такие теории для развития умственной деятельности:
· содержательного обобщения В. Давыдова, Д. Эльконина - гипотеза о ведущей роли теоретического знания и содержательного обобщения в формировании интеллекта;
· поэтапного формирования умственных действий Л. Выгодского, П. Гальперина, Н. Талызина, в основе которой идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности в умственную (внутреннюю);
· суггестопедическая концепция обучения В. Мясникова, Д. Уднадзе, Б. Парыгина, Г. Лозанова - обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию; предполагает комплексное использование вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения).
Для построения мыслетехнически значимых конструкций учебного материала и соответствующих ситуаций действия, рефлексии, организации ее в учебной и педагогической деятельности целесообразно использовать специальные методологические средства, разработанные О. Анисимовым. Сущность перестройки мышления, по его мнению, состоит в отходе от стихийности, неорганизованности, некритериальности, неосознанности, бесформенности и прочего на основе овладения рефлексивно мыслительной культурой и формирования механизмов рефлексивной самоорганизации. Опыт инновационных поисков в рамках учебного процесса привел к использованию развивающих игр типа организационно деловых, мыслительных и игровых тренинговых комплексов. Остальные формы обучения в этом случае являются вспомогательными.
Введение игротехнических форм обучения неотделимо от соответствующих педагогических технологий. Использование этих технологий требует специальной и долговременной подготовки преподавателей.