Учитывая изложенные выше причины, побуждающие компании заниматься созданием системы управления КР, можно выделить следующие задачи данной системы:
1) внедрение диагностических средств, позволяющих оценить, насколько остро организация нуждается в обновлении кадрового состава; выявление оптимального для организации уровня текучести кадров и определение способов его достижения;
2) обновление кадрового состава организации в соответствии с ее стратегическими задачами; разработка критериев и механизмов избавления организации от ненужных кадров и привлечения требуемых специалистов;
3) комплектация отдельных подразделений организации, формирование проектных команд;
4) разработка критериев и механизмов перемещения сотрудников внутри организации;
5) продление жизненного цикла проектных и управленческих команд.
Можно выделить следующие виды и назначения ротации.
- Ротация как обновление состава подразделения, команды. Ставится задача обеспечения подразделения, проекта, бизнеса подготовленными кадрами. Таким образом, снижается риск невыполнения каких-либо задач.
- Функциональная горизонтальная ротация. Решается задача подготовки сотрудника к исполнению еще одной функции. Таким образом, можно повысить взаимозаменяемость персонала и снизить риск задержки выполнения работ.
- Системная горизонтальная ротация. Решается задача подготовки специалиста к участию в руководстве проектом или направлением бизнеса. В данном случае требуются знания ряда функций, и кандидат последовательно руководит рядом подразделений — исполнителей данных функций. После того как он детально разобрался в особенностях функционирования всей системы, задача подготовки системного руководителя решена.
- Вертикальная ротация «вверх». Решается задача подготовки сотрудника к продвижению по служебной лестнице. Таким образом, для работника упрощается процесс карьерного роста, а для организации снижается риск кадрового «голода».
- Вертикальная ротация «вниз». Иногда руководителя переводят на более низкий уровень менеджмента, чтобы он «окунулся в гущу событий», изучил опыт работы нижнего звена организации. После приобретения (или обновления) знаний о деятельности «внизу» сотрудник сможет более уверенно руководить, при этом риск принятия неэффективных решений снижается.
- Ротация как замещение. В некоторых компаниях назначают дублеров руководителей ответственных направлений, которые в разные периоды замещают сотрудник.
Различные виды ротации представлены на рис. 2.
КР требует управления. Это сложный процесс, включающий ряд операций:
1) описание предмета КР (для решения какой задачи и выполнения, какого рода работ нужна ротация);
2) определение требований к отбираемым и перемещаемым сотрудникам;
3) непосредственный отбор кандидатов;
4) обеспечение адаптации сотрудника (это необходимо, чтобы на новом месте люди проявили себя в полной мере);
5) мониторинг процесса ротации, т. е. оценка соответствия достигнутого результата поставленной цели и при необходимости корректировка процесса КР с целью его оптимизации.
Прежде всего, необходимо выяснить, насколько остро организация нуждается в управляемой ротации персонала.
Для выявления оптимального для организации уровня текучести кадров и определения способов его достижения необходимо:
- оценить уровень текучести кадров на настоящий момент;
- провести анализ изменения за определенный период времени характеристик работников организации (возраста, образования, стажа работы, квалификации);
- сопоставить характеристики принимаемых на работу и покидающих организацию работников;
- оценить, насколько состав работников каждого из подразделений компании соответствует стоящим перед этим подразделением задачам.
М. Филдз справедливо замечает: «Почему организации проводят так много времени, выясняя круг своих потребителей, и не поступают точно так же, когда это касается их служащих? Даже основная демографическая информация об этой группе часто отсутствует . Создание демографического портрета служащего и анализ текучести кадров могут сказать очень многое о тех, кого вы в настоящее время имеете в штате, что держит их там и почему они уходят. Этот анализ поможет гармонизировать ваши стратегии вербовки, удержания и маркетинга служащего». Перейти на страницу: 1 2 3 4 5