Spolrussia.ru

Совершенствование управления персоналом

Особенности применения экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий

Основными задачами системы экологической сертификации являются:

• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояние окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;

• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;

• защита потребителей от приобретения товаров (услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества, или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;

• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту.

Очевидно, что экологическая сертификация призвана сделать потребителя и производителя равными партнерами, поскольку в условиях рынка именно она упорядочит и сделает цивилизованными их взаимоотношения. В рыночных условиях она, прежде всего, нужна тому, кто не имеет возможности напрямую воздействовать на изготовителя и, по существу, беззащитен перед ним, т.е. потребителю.

В настоящее время широкое распространение за рубежом получила сертификация систем управления качеством продукции на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9000 и ISO 14000. В России также начаты работы по сертификации таких систем, ряд отечественных предприятий получил сертификаты соответствия. В 1999 г. такой сертификат получило предприятие «Топливные системы», г. С.Петербург. В 2000 г. сертификат системы управления окружающей средой на основе стандарта ISO серии 14001 получило ЗАО "Вологодский подшипниковый завод". Данная работа проводилась в сотрудничестве с Немецким обществом по сертификации систем качества - DQS.

Наличие такого сертификата является определенным гарантом устойчивости выпуска предприятиями продукции, отвечающей стандартам, в том числе - по экологическим требованиям, стимулирует привлечение инвестиций, а также способствует формированию у предприятия, фирмы благоприятного экологического имиджа. Так, к примеру, Госстандарт России в 1998 г. утвердил программу добровольной сертификации систем качества малых пекарен в г. Москве, получившую название "Моспек". Объявленная программа сертификации носит добровольный характер. Наличие сертификата "Моспек" подтверждает, что в пекарне созданы условия для выпуска качественной продукции (технологическое обеспечение, санитарно-гигиенические стандарты и экологическая безопасность),

Для информирования населения и потребителей хлебобулочных изделий в магазины направляются специальные информационные листки, которые содержат данные о химических показателях, радиационной безопасности продукции, ее энергетической ценности, потребляемом сырье для ее производства и др. В перспективе предполагается выпускать специальные экологические заявления для информирования потребителей, поставщиков сырья, природоохранные органы и население о деятельности 000 «Волбо» по внедрению системы экологического менеджмента.

В рамках комплекса стандартов ISO серии 14000 разрабатываются также стандарты по экологической маркировке продукции, призванные создать единую нормативную базу в этой области, способствующую преодолению торговых барьеров.

Компании, внедряющие международные стандарты ISO серии 14001 в результате повышения эффективности производственных процессов получают значительную экономию затрат. Это принуждает компании концентрировать усилия на таких объектах управления, как обращение с отходами, энергозатраты и сырьевые материалы.

В настоящее время в России реализуется национальная программа поддержки отечественного товаропроизводителя, в рамках которой все более актуальным направлением является формирование рынка экологически чистой (безопасной) продукции.

С этой целью Международным экологическим фондом. Национальным фондом защиты потребителей совместно с рядом заинтересованных министерств, ведомств и организаций проводятся Международные выставки «Экологически безопасная продукция». Одновременно, для пропаганды и продвижения как на внутренний, так и на внешний рынок экологически чистой и безопасной продукции, проводится конкурс предприятий -производителей и поставщиков такой продукции. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11