Разработка национальной программы по внедрению экологически безопасных методов производства и экологически благоприятных продуктов с введением соответствующей ответственности товаропроизводителя и обеспечением контроля качеством продукции на протяжении всего его жизненного цикла.
Создание устойчивой структуры потребления, которая по количеству, качеству и структуре распределения благ обеспечит удовлетворение потребностей населения в пределах допустимой интенсивности использования природных ресурсов.
Принимаемые на стадии спроса жизненного цикла потребительских товаров и услуг меры по уменьшению ущерба окружающей среде дополняют действие традиционных мер по ограничению загрязнения окружающей среды, предпринимаемых на стадии предложения.
Одним из важных инструментов, направленных на обеспечение экологической безопасности производства и потребления пищевых продуктов, является экологическая маркировка продукции.
Экологические заявления производителей через использование специальной маркировки призвано информировать потребителей о благоприятных с точки зрения сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов свойствах продукта. Такой подход в значительной мере влияет на готовность населения платить за экологически благоприятные товары и услуги, мотивирует потребителей к покупке тех или других, в том числе - пищевых продуктов с улучшенными экологическими свойствами. Так, по опросам проведенным Агентством по охране окружающей среды Германии в 1993 г., 79,1% населения купили бы экологически благоприятные продукты при их сравнении с другими продуктами на потребительском рынке, для остальных 20,9% покупателей этот фактор не имел решающего значения.
Представляют теоретический и практический интерес данные зарубежных исследований и опросов о готовности населения платить за улучшенные экологические параметры и свойства продуктов, в том числе - пищевых. Данные обследования были выполнены в ЕС в 1997 г. в связи с оценкой влияния тары и упаковки продукции на окружающую среду, табл. 19.
Таблица 15 - Готовность населения Европейского Союза платить за экологически благоприятные продукты (1997 г.), в %
Готовы ли Вы платить более высокую цену за экологически благоприятные продукты | В % от числа опрошенных |
1. Нет, я не готов (а), платить более высокую цену | 48,1 |
2. Я готов (а) платить более 5% обычной цены | 36,4 |
3. Я готов (а) платить от 6 до 10% более обычной цены | 12,3 |
4. Я готов (а) платить 11-15% более обычной цены | 2.%5 |
5. Я готов (а) платить 16% и более обычной цены | 0,8% |
Следует отметить, что как для потребителей, так и для производителей должны быть четкая и ясная информация и маркировка экологических параметров и свойств продуктов с использованием общеизвестных обозначений, таких как «биопродукт», «Экологически чистый продукт», «Экологически благоприятный продукт» и т.д.
В табл. 20 приведены данные опроса, проведенного в Германии (1995 г.) об осведомленности населения об экологических параметрах продукции.
Таблица 16 - Осведомленность населения Германии об экологических свойствах продуктов по тем или другим видам маркировки
По каким знакам маркировки Вы узнаете, что продукт является экологически благоприятным | Процент населения |
1. Надпись «Биопродукт» | 8% |
2. Надпись «Экологически чистый» | 8% |
3. Надпись «Экологически благоприятный» | 15% |
4. Маркировка «Голубой ангел» | 62% |
5. Не знаю | 21% |