Таблица 1.3.
Проблемное поле профессионального образования на разных стадиях профессионального становления личности
1 | 2 | 3 |
Стадия профессионального становления | Ситуация профессионального становления | Психологически обусловленные образовательные проблемы |
Оптация (14 – 16 лет) | Формирование профессиональных намерений в учебно – профессиональной деятельности, выбор профессионально- -образовательной области, поступление в профессиональное учебное заведение или получение профессиональной подготовки | Психолого-педагогические технологии профессионального само-определения, диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей, организация подготовительных курсов, вступительных испытаний |
Профессиональное образование и подготовка (14 – 23 лет) | Формирование учебно- профессиональных мотивов, социально-профессиональных знаний, умений и навыков, овладение способами решения типовых профессионально значимых задач и заданий, развитие готовности к самостоятельной трудовой деятельности и трудоустройству | Психология учебно – профессиональной мотивации, личностное ориентированное содержание и технологии профессионального обучения, воспитания и развития, мониторинг профессионального становления, психологическая подготовка к нахождению своего места в мире профессий |
Профессиональная адаптация (18 – 25 лет) | Приобретение опыта самостоятельного выполнения нормативно одобряемой профессиональной деятельности, освоение новой социально –профессиональной роли и норм | Обеспечение профессиональной социализации, профессиональное самоопределение на рабочем месте, супервизорство, формирование психологической системы деятельности и |
профессионального поведения в коллективе | профессиональное совершенствование | |
Профессионализация ( 25 – 33 года) | Высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности и индивидуальный стиль её реализации на основе сформированных ансамблей профессионально важных качеств и способностей | Непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности, обеспечение конкурентно - способности путем самообразования и саморазвития, развитие ключевых квалификаций и профессиональной мобильности |
Факторы, при отборе на обучение:
1. Возраст работника.
2. Личностный потенциал.
3. Степень мотивированности.
4. Восприимчивость к обучению.
5. Вероятность образования вакансии.
6. В случае переподготовки.
При формировании группы на обучение, уровень готовности восприимчивости к обучению и качественный состав обучаемых должен быть равным, что практически невозможно при организации курсов на производстве. Как правило, формируемые группы разновозрастные.
Задача специалистов отдела подготовки кадров при обучении выявить психофизиологические особенности, потребность обучения, а так же будет ли результат после обучения качественно-эффективным. Выявление качества знания, практических навыков, коммуникабельность, мотивации; выявление человека определенного типа производственного поведения (какой он организационной культуре привержен) - даст возможность составить портрет компетенции обучаемого, выявить какие знания преобладают: экономические, технические, компьютерные. Обучение во многом зависит от качественного состава педагогических кадров: свои или приглашенные, а также от учебно-материальной базы: в зависимости от того, кого мы собираемся обучать. Перейти на страницу: 1 2