На разных этапах становления личности по взрослости изменяются потребности, взгляды на методы достижения каких-либо целей, поведение, мышление. Изменение психологических характеристик в процессе становления личности отображено в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Становление личности по возрасту
Психологические характеристики | Юность (18-25года) | Молодость (25-30 лет) | Зрелость (30-60 лет) |
Основные потребности | Потребность в социальном и профессиональном самоопределении | Потребность в социальном и профессиональном росте и развитии карьеры | Потребность в самореализации и самоосуществлении в профессии |
Ведущая деятельность | Учебно-профессиональная деятельность, профессиональная подготовка и нормативно-одобряемая профессиональная деятельностью | Нормативно-одобряемая профессиональная деятельность | Нормативно-одобряемая индивидуальная творческая и профессиональная |
Кризисы становления | Кризис профессиональных экспектаций | Кризис профессионального роста | Кризис нереализованных профессиональных возможностей |
Основные психологическ- ие новообразован- ия | Социально-профессиональная активность, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений и навыков | Социально-профессиональная самостоятельность профессиональный опыт, профессионально-важные качества, профессиональная квалификация, профессиональная идентификация, социально-профессиональная рефлексия | Профессиональная позиция, сверхнормативная профессиональная активность, ключевые квалификации и компетенции, профессионально- обусловленные черты характера, социально-профессиональная самоактуализация, профессиональные деформации личности |
Обучение - процесс усвоения систематизированных знаний, необходимых для подготовки человека к жизни и труду, под руководством опытных руководителей, наставников, специалистов, преподавателей. Обучение взрослых людей - насущная необходимость. Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 – 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или вузе.
В настоящее время происходит смена поколений людей, занятых в производственной сфере и сфере бизнеса.
Нарушенная система подготовки работников народного хозяйства, постоянно меняющийся и развивающийся рынок труда, предъявляющий новые требования к его участникам, а так же в некоторой степени демографический спад привели к нехватке компетентности персонала для многих компаний. Отсюда необходимость удержать, обучить имеющиеся кадры, что для организации означает подготовку сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с целями и задачами самой организации, а это ведёт к росту производительности труда и снижению текучести кадров. Сами же сотрудники заинтересованы в работе в таких организациях, которые дают возможность повысить свои профессиональные знания, самореализоваться, заниматься интересной работой.
Андрогогика - наука обучения взрослых. Обучение - приобретенные знания, которые добываются в процессе обучения. Это саморазвитие путём личной активности. Изменение в поведении, как результат приобретения опыта, т. е. обучение - изменение в поведении и мышлении. При этом на разных стадиях профессионального становления личности возникают проблемы отраженные в таблице 1.3. Перейти на страницу: 1 2