В современных условиях хозяйствования бизнес-план является незаменимым инструментом обоснования комплекса управленческих решений, связанных с: реализацией стратегических установок и расширением деятельности организации, реконструкцией и техническим перевооружением производства, привлечением средств на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу из заемных и внешних собственных источников финансирования, созданием новых фирм, подразделений и филиалов, освоением новых сегментов рынка, разработкой инвестиционных проектов и инновационных программ, выработкой мероприятий по антикризисному управлению и финансовому оздоровлению фирмы, поиском стратегических и деловых партнеров, объединением, поглощением и слиянием компаний.
Бизнес-план представляет собой совокупность логически взаимосвязанных документов, в которых даются: определение целей и задач деятельности организации (проекта); объективная и достоверная оценка текущего и будущего состояния рынка и конкурентной среды; результаты геологической и топографической съемки местности; инженерно-архитектурные разработки; анализ финансового положения организации, технологии производства и организационно-правового обеспечения бизнеса, внутренних и внешних факторов, влияющих на уровень доходов и расходов организации; оценка лшркетинговых условий производства и сбыта продукции; результаты исследования оптимальных параметров производственных фондов и инфраструктуры; обоснование качественного состава и профессионального уровня персонала; описание системы бухгалтерского учета, внешнего и внутрихозяйственного контроля; структура себестоимости, прогноз финансовых результатов, оценка элементов денежного потока; оценка показателей эффективности, окупаемости и риска. Бизнес-план -— это одна из наиболее распространенных на практике форм тактического планирования (с горизонтом от 1 до 5 лет).
Стратегию предприятия можно сформулировать в общем виде как свод целевых установок для более детальной проработки конкретных разделов бизнес-плана. Для предприятия, действующего в социально-ориентированной рыночной экономике, главной установкой может быть достижение максимального финансового результата, выраженного в ценности капитала. Взаимосвязь стратегии и бизнес-плана можно также определить как процесс конкретизации главной цели предприятия и отражения ее в отдельных разделах бизнес-плана.
В рамках стратегии развития (стратегического планирования) для разработки инвестиционного плана и оценки инвестиционных проектов могут быть поставлены и рассмотрены пути реализации следующих целей (кроме главной): достижения минимального и требуемого инвестором процента на капитал, увеличения средней нормы рентабельности капитала и рентабельности собственного капитала, уменьшения срока окупаемости инвестиций. Для оценки крупных инвестиций, имеющих важнейшее значение для будущего развития предприятия, в качестве целевых показателей служат показатели рентабельности продукции, ликвидности и обновления ассортимента.
При разработке стратегии, бизнес-плана и инвестиционного плана предприятия первоначально учитываются экономические интересы собственников, инвесторов, работников предприятия, потребителей продукции, поставщиков. Затем после анализа ситуации определяются главная цель и стратегия фирмы. На следующем этапе определяются задачи по использованию производственного потенциала, включая материальные, трудовые, финансовые ресурсы, инновации и инвестиции. Наконец, на завершающем этапе разрабатываются долгосрочный и оперативный бизнес-планы предприятия, составной частью которых является инвестиционный план. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в бизнес-план и инвестиционные планы коррективы, которые диктуются реальным ходом событий.
Таким образом, замысел бизнес-плана реализуется в несколько этапов, включающих установление целей, определение выгодной рыночной позиции для фирмы, разработку комплекса мероприятий по достижению поставленных целей. Бизнес-план нуждается в тщательном обосновании. С этой целью его разворачивают в систему частных задач: продуктовой, рыночной, инновационной, инвестиционной, развития производственного потенциала, финансовой и других, которые затем реализуют через разработку соответствующих разделов бизнес-плана.
Задача по реализации инноваций является ведущей. Она формирует комплекс научных разработок, направленных на удовлетворение запросов потребителей и развитие научно-технического и производственного потенциала предприятия. По итогам составления комплекса научных разработок (составления плана реализации инноваций) уточняются ожидаемые размеры прибыли, а также потребности в капитальных вложениях (инвестициях). Эта информация является исходной для разработки финансового и инвестиционного планов предприятия — основных частей бизнес-плана. Перейти на страницу: 1 2