Вторым важным направлением реструктуризации является сбыт и маркетинг. При их реструктуризации необходимо учитывать ряд факторов:
ü использование традиционного и нетрадиционного подхода в маркетинге и сбыте;
ü сочетание новых и старых производственных процессов и оборудования;
ü использование методов ценовой и неценовой конкуренции; масштабность фирмы (по численности, объему производимой продукции);
ü продвинутость брендов;
ü наличие фирменных магазинов и дилерской сети и т.п.Чтобы успешно продвигать свой бизнес, возможно, использовать различные подходы. В рамках традиционного подхода считается, что достаточно иметь ресурсы, вкладывать деньги в разработку и выпуск новых видов товаров и услуг, обновлять ассортимент, обновлять основные фонды, вводить новые производственные процессы, расширять рынок и объемы продаж за счет снижения цены. И в этом случае считается, что дела пойдут хорошо.
В то же время следует учитывать, что обычно конкуренты имеют возможность имитации новых изделий, затраты на которые в среднем втрое меньше, чем на инновацию, а сделать аналогичный продукт удается втрое быстрее.
Введение новых производственных процессов оказывается намного более сложным делом, чем изготовление и продвижение новых продуктов с использованием старой производственной базы. Поэтому в большинстве случаев вложение денег в постепенное улучшение старых производственных процессов оказывается более эффективным.
Неценовые методы и инструменты конкурентной борьбы сегодня оказываются в ряде случаев более эффективными, чем снижение цены. Но в российских условиях такими методами являются чаще всего не повышение качества или улучшение обслуживания, а подрыв доверия к конкуренту через средства массовой информации путем приемов «черного пиара», вмешательство коррумпированных чиновников различных уровней, использование бандитской «крыши» и т.п.
Конкурентоспособная компания – это та, которая может не только предложить рынку нужный товар, но и обеспечить быстрое, удобное и качественное техническое обслуживание, дополнительные услуги, удовлетворять любые запросы заказчика.
При определении цены на продукцию надо исходить из ряда факторов:
ü суммы, которую может заплатить потребитель;
ü качества продукции;
ü объем продаж на рынке (и соответственно масштаба производства).
При анализе этих факторов важно, за какие свойства, качество продукта и какую цену потребитель готов приобрести соответствующий продукт.
При этом необходимо рассчитать, какие должны быть издержки у производителя, чтобы он мог получить прибыль. Исходя из этого, проектируется конструкция изделия, разрабатывается технологический процесс его изготовления.
При определении цены товара исследуется: есть ли на рынке аналог и сколько он стоит, его свойства, отличные от своего продукта: например, небольшие габариты, качество сборки и т.п. При формировании современной стратегии маркетинга и сбыта уже недостаточно удовлетворять потребности среднестатистического клиента. Раньше клиент был безликим. Теперь необходимо работать с клиентом, непосредственно контактируя с ним, и стремиться удовлетворять его индивидуальные потребности.
Важным инструментом для такого персонального маркетинга, выстраивания системы более близких отношений с клиентом являются Интернет – технологии (ИТ).