Как и любая организация, местная администрация является социальной системой. Социальная организация (в отличие от профессиональной) не ориентирована на развитие, ее главные критерии – стабильность и неизменность. Всякие попытки изменить состояние социальной организации воспринимаются ею как угрозы существованию и по возможности отторгаются. Инновации вызывают в социальных системах определенное смещение равновесия и не всегда предвидимые последствия. Поэтому требуются специальные методы активизации инновационных процессов.
Кроме противоречий между традиционной и инновационной деятельностью, на практике еще более важны противоречия внутри самой инновационной деятельности – между радикальными и совершенствующими ее видами. Радикально реорганизовать любую структуру изнутри невозможно, поскольку для этого необходимо, образно говоря, подняться над проблемой и посмотреть на нее "сверху".
Если говорить о собственно организационных структурах местной администрации, то нам кажется, что основные направления их реорганизации могут быть следующими:
Разделение властных и хозяйственных функций, вывод за рамки администрации всех структур, занимающихся хозяйственной деятельностью и имеющих в силу этого статус юридического лица, придание им формы муниципальных учреждений. Федеральный закон 2003 г. предусматривает, что органы местного самоуправления, наделяемые статусом юридического лица, являются муниципальными учреждениями, предназначенными для выполнения управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.
Создание в структуре администрации крупных организационно-административных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, за достижение ее конечных целей. Такими блоками могут быть: блок экономики и финансов, блок управления муниципальной недвижимостью, блок городского хозяйства, блок социальной политики, блок общественной безопасности и т.п. Эти вопросы частично затрагивались в предыдущих главах. Создание крупных блоков позволяет существенно снизить нагрузку на главу администрации по решению текущих вопросов, позволяет ему посвящать основную часть своего времени и сил задачам стратегического управления.
Создание наряду с классическими линейно-функциональными организационными структурами программно-целевого или программно-функционального типа, о чем было сказано выше.
Необходимость сочетания различных типов организационных структур и методов достижения целей предопределяет сложность задачи разработки и внедрение эффективной системы муниципального управления, реорганизации организационной структуры администрации. Требуется модель и организационный проект реорганизации, пакет нормативных предписаний для отдельных структур и сфер их деятельности. Необходимо также (и это самое главное) убедить работников администрации в необходимости в целесообразности реорганизации, некоторых специалистов – переучить. При этом реорганизация структур муниципального управления должна разворачиваться одновременно по нескольким параллельным линиям:
· разработка модели и организационного проекта реорганизации;
· разработка нормативно-правовой базы деятельности органа местного самоуправления;
· разработка пакета нормативных предписаний для различных областей муниципального деятельности;
· описание организационных процедур и функциональных связей различных структур управления, основных мест, подготовка должностных инструкций;
· переподготовка и повышение квалификации работников администрации;
· подготовка резерва кадров для муниципального управления.
Дневник практики
Дата | Содержание работы | Отметка о выполнении | Подпись учителя или руководителя |
1 неделя | |||
1 | Знакомство с организационной структурой администрации, с коллективом | ||
2 | Ознакомление с документацией | ||
3 | Ознакомление со структурой администрации Каширского района | ||
4 | Работа в отделе кадров. Изучение кадровой документации | ||
5 | Работа в отделе кадров. Изучение кадрового состава администрации. Выявление проблем | ||
2 неделя | |||
1 | Выявление конфликтных моментов в деятельности подразделений администрации | ||
2 | Изучение правовое обеспечение управленческой деятельности | ||
3 | Планирование мероприятий по разрешению конфликтов в администрации | ||
4 | Изучение организации управления персоналом в администрации | ||
5 | Изучение кадрового планирования и системы мотивации персонала | ||
3 неделя | |||
1 | Изучение методов и способов принятия управленческих решений в подразделениях администрации | ||
2 | Выявление и анализ основных проблем администрации | ||
3 | Изучение социально-психологического климата в коллективе | ||
4 | Работа с сотрудниками администрации по выявлению причин конфликтов | ||
5 | Разработка рекомендаций по управлению конфликтами в подразделениях администрации | ||
4 неделя | |||
1 | Проведение оценки результативности деятельности персонала | ||
2 | Анализ основных проблем администрации | ||
3 | Подготовка рекомендаций по устранению проблем кадровой службы администрации | ||
4 | Подготовка документации по прохождению практики | ||
5 | Подготовка документации по прохождению практики. Определение отрицательных и положительных моментов в управляющей деятельности подразделений администрации Каширского района |