Важнейшая особенность этого рынка – ценообразование, а именно: имеют ли новшества стоимость и цену, а также будет ли она денежным выражением его стоимости. Само по себе новшество, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительной стоимости. Но использованное или приспособленное к нуждам производства и внедренное в него, оно может привести к созданию новых потребительных стоимостей. Следовательно, его потребительная стоимость опосредована и проявляется дополнительно. Интеллектуальный продукт может перейти из сферы науки, где он проявился, в сферу производства и получить непосредственную потребительную стоимость, перевоплотившись в произведенную с его помощью новую продукцию или новую технологию, новые средства труда или другие формы. Поэтому независимо от того, как происходит это перевоплощение (опосредование), можно говорить о наличии потребительной стоимости новшества – одного из элементов товарности.
Но иначе обстоит дело со стоимостью – вторым атрибутом товара. Научный труд имеет особый характер, он не может быть подведен под общую рубрику абстрактного труда, рассматриваемого как целесообразная деятельность человека, расходующего свою энергию. Не это характеризует научный труд, так он не сводится к простому человеческому труду и содержит в себе интеллект и специфику творческого движения. С другой стороны, и время научного труда не может служить его мерой, как и мерой полученного результата. Следовательно, нельзя говорить и о стоимости научного труда, как овеществленном в нем труде, что означает отсутствие его стоимости в классическом смысле и необходимость признания его особенной стоимости. Особенности стоимости обусловливают ряд факторов, которые ее образуют. Она представляет собой специфическое проявление эффекта, который научный труд создает для общества. Стоимость и цена новшества не имеют прямой связи с трудом, вложенным в его производство, как и со временем, в рамках которого этот труд был затрачен. Эта стоимость определяется исключительно тем эффектом, который новшество создает в производстве и представляет капитализированный эффект. Сказанное о стоимости относится и к цене новшества. Её сущность может быть определена как выраженная в деньгах стоимость эффекта, созданного с использованием новшества. Особенности стоимости новшества определили и специфику его цены, а также способа ее образования. Требования к ценам могут быть сформулированы следующим образом:
– эффект от использования новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при использовании в производстве;
– срок использования новшества, от которого зависит масса эффекта, обусловливается моральным износом новшества;
– уменьшение со временем эффекта от использования новшества;
– эффект от новшества не может быть полностью присвоен инновационной организацией (продавцом), так как это делает бессмысленным для предпринимателя его покупку и использование в производстве. Мировая практика дает различные соотношения в его дележе между продавцом и покупателем новшества. Покупателем присваивается от 0,2 до 0,6 части прибыли (эффекта) от использования научного продукта. Это соотношение зависит от научного уровня продукта и от характера участия покупателя в его создании (производстве);
– научный продукт не отчуждается от инновационной организации (ученых), а при использовании не уничтожается, как все остальные товары, и может быть продан различным покупателям, если это не ограничено первым покупателем. Повторная продажа, однако, имеет отношение к оценке новшества. Чем больше повторяется продажа, тем больше совокупный экономический результат от производственного использования новшества.
Разнообразие факторов, воздействующих на цену новшества, усложняет установление цены. Остановим внимание на трех ошибках, совершаемых предпринимателями при определении цены на новшества:
– прямое использование сметной стоимости (себестоимости) выполненных работ при создании новшества. Цена, построенная путем учета затрат, не является стоимостью новшества и ничем в принципе не отличается от простого возмещения затрат в действующей любой другой форме;
– уход от затратной основы при формировании цены через категорию экономического эффекта. Экономический эффект работает как сравнительная категория в аналитической, а не практической области и не может быть использован в условиях рынка новшеств; Перейти на страницу: 1 2 3 4