Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции являются средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.
Основными критериями классификации инноваций должны быть:
а) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;
б) возможность количественного (качественного) определения критерия;
в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
С учетом имеющегося опыта и приведенных критериев проф. Р.А. Фатхутдиновым предлагается следующая классификация новшеств и инноваций (табл. 1).
Таблица 1. Классификация новшеств и инноваций
Признак классификации | Виды инноваций |
1. Уровень новизны новшества | 1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) 2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и др.) |
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество | 1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2. То же на стадии НИОКР 3. Организационно-технологическая подготовка производства 4. Производство (включая тактический маркетинг) 5. Сервис, осуществляемый изготовителем |
3. Масштаб новизны инновации (новшества) | 1. Инновация (новшество) в мировом масштабе (открытие, изобретение, патенты) 2. Инновация в стране 3. Инновация в отрасли 4. Инновация для фирмы |
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация | 1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 2. То же в сфере образования 3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.) |
5. Сфера применения инновации (новшества) | 1. Инновации для внутреннего (внутрифирменного) применения 2. Новшества для накопления на фирме 3. Новшества в основном для продажи |
6. Частота применения инновации | 1. Разовые 2. Повторяющиеся (диффузия) |
7. Форма новшества – основа инновации | 1. Открытия, изобретения, патенты 2. Рационализаторские предложения 3. Ноу-хау 4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п. |
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации | 1. Научно-технический 2. Социальный 3. Экологический 4. Экономический (коммерческий) 5. Интегральный |
9. Подсистема системы менеджмента, в которой внедряется инновация | 1. Подсистема научного сопровождения 2. Целевая подсистема 3. Обеспечивающая подсистема 4. Управляемая подсистема 5. Управляющая подсистема |
Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь девять цифр.
Приведем пример кода инновации; 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например, первая цифра означает – радикальная инновация; вторая – новшество разработано на стадии НИОКР; третья – новшество в мировом масштабе; четвертая – новшество создано в сфере науки; пятая – новшество создано в основном для продажи; шестая – инновация повторяющаяся; седьмая – инновация на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к системе научного сопровождения в системе инновационного менеджмента. Перейти на страницу: 1 2 3