2. С точки зрения воздействия предприятия на окружающую среду складывается общая тенденция к стабилизации. -Это связано с проведением ряда природоохранных мероприятий, а также с соблюдением установленных норм и правил, высоким уровнем производственной и технологической дисциплины и экологического контроля.
3. При третьем сценарии складывается общая тенденция к последовательному снижению негативного воздействия на окружающую среду, что связано с внедрением основных принципов системы экологического управления и, соответственно, ведет к снижению экологического риска.
Хартией предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития, определены принципы природоохранной политики Рыночная экономика, движимая активной предпринимательской инициативой, с помощью разумно вводимых ограничений и регулируемых экономических рычагов, выступает как источник обеспечения управленческими, техническими и финансовыми ресурсами деятельности по оздоровлению окружающей среды.
Как отмечается в данном документе, в целях выработки перспективной экономической политики, позволяющей адекватно реагировать на растущие требования по защите окружающей среды, предприятиям, в том числе - малому и среднему бизнесу, целесообразно руководствоваться следующими принципами и положениями:
• рассматривать экологизацию в числе высших корпоративных приоритетов предприятия;
• разработку корпоративной политики, программ и практики экологизации всех направлений деятельности предприятия необходимо организовывать с учетом интересов потребителей, общественности, требований рынка, включающих и экологические требования;
• экологическое обоснование принятия управленческих решений на всех иерархических уровнях;
• продукты и услуги должны соответствовать требованиям экологической безопасности, минимальной энерго -, ресурса- и материалоемкости, а также поддаваться утилизации и др.
Одним из наиболее характерных проявлений последовательного улучшения является минимизация воздействия хозяйственной и иной деятельности предпринимателя на состояние окружающей среды. В рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН и Программы ООН по окружающей среде для стран с переходной экономикой отмечается, что следует всячески содействовать саморегулированию в промышленном секторе, например, путем заключения добровольных соглашений между природоохранными органами и промышленными организациями, такими, как торговые палаты и ассоциации производителей.
Примером такого подхода является подписание в 1998-1999 гг. Общественного договора о сохранении живой природы, цель которого вовлечь в активное и реальное участие в сохранении окружающей среды все заинтересованные слои общества. Данный общественный договор является частью Национальной стратеги сохранения биоразнообразия России, основными задачами которой является формирование категорий экономической ценности живой природы и биологического разнообразия как национального достояния, формирование системы партнерства в деятельности по сохранению живой природы, активизация работы с отечественным бизнесом и товаропроизводителями. Участники данного общественного договора (предприниматели, товаропроизводители, органы власти, организации, граждане) берут на себя обязательства создавать, поддерживать и защищать правила, по которым должна протекать жизнь в сфере производства и потребления, материальных благ с учетом сохранения живой природы России.
С целью расширения участия российских предпринимателей в реализации национальной стратегии устойчивого развития в 1994 г. между Минприроды России (впоследствии - Госкомэкологии России) и Торгово-промышленной палатой России было заключено соглашение о сотрудничестве. Программа такого сотрудничества предусматривает ряд направлений: а) отработка в ряде регионов базовых моделей экологически ориентированного предпринимательства, так называемых чистых производств», объединяющих усилия местных природоохранных органов, торгово-промышленных палат, предпринимательских структур и местных администраций; б) привлечение к экологическому предпринимательству отечественных и зарубежных инвестиций; в) создание совместных центров информации и консультационно-исследовательской работы Перейти на страницу: 1 2 3 4