Spolrussia.ru

Совершенствование управления персоналом

Психофизиологические аспекты сложности

Восприятие

Водитель в процессе своей профессиональной деятельности на основе нескончаемого потока информации постоянно совершает действия, соответствующие его пониманию сложившейся ситуации. При этом водитель руководствуется рядом тактических задач: соблюдением безопасной скорости движения, необходимостью остановок. Управляя автомобилем, он должен воспринимать большое число зрительных, звуковых и других раздражителей, совокупность которых формирует дорожно-транспортную ситуацию. Качество восприятия водителя, то есть его быстрота, полнота, своевременность и точность, во многом зависят от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем новичок.

Память

Любой процесс принятия решения не может быть осуществлен без участия памяти, как свойства нервной системы хранить информацию о событиях и реакциях организма на эти события. Поэтому водителю важно обладать хорошей и, кроме того, долговременной памятью, которая хранит все навыки, приобретенные в процессе учебы и практики.

Мышление

Управление автомобилем требует от водителя выдерживания такого режима движения, который учитывает постоянное изменение ситуации. Эту деятельность выполняет мышление.

Результатом мышления является принятие решения, следствием которого – выполнение определенных действий. Для водителей важна скорость мышления, так как умозаключения и следующие за ними действия должны выполняться тем быстрее, чем больше скорость движения автомобиля. Одновременно с этим у водителя должна быть развита широта мышления, то есть способность предвидеть различные последствия своих действий и в соответствие с оценкой этих последствий принимать необходимые и правильные решения.

Оперативные качества водителя

Наиболее важные из них – это высокая эмоциональная устойчивость, сообразительность, высокие показатели координации движения, высокие качества внимания и памяти. Все эти качества в реальной деятельности проявляются во взаимодействии и единстве. Однако в процессе движения и управления автомобилем водитель не должен сосредотачивать свое внимание только на одном или на нескольких заранее определенных объектах ввиду постоянно меняющейся дорожно-транспортной ситуации. Водителю необходимо обладать способностью следить даже за теми событиями, которые в сложившейся ситуации не являются определяющими, и переключать внимание при возникновении каких-либо других существенных событий.

Реакция

Реакция есть ответное действие организма на какой-либо раздражитель. Вся деятельность водителя представляет собой непрерывную цепь различных реакций. Несвоевременные или неточные реакции приводят к повышению опасности движения.

Эмоциональное состояние

Значительную роль в деятельности водителя, определяющую во многих случаях правильность и точность его действий, играет его эмоциональное состояние. В работе водителя беспрерывно возникают источники эмоционального напряжения: опасная ситуация на дороге, подъезд к оживленному перекрестку и к сложной транспортной развязке и т. д. Опытные, уверенные в себе водители, обладающие твердым и решительным характером, действуют в опасной ситуации точно и быстро. Другие же, как правило, неопытные водители проявляют растерянность, не выполняют необходимых действий или вместо них выполняют лишние.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя в основном определяются следующими качествами: хорошим физическим развитием, выносливостью, ловкостью и хорошей координацией движений; легкостью получения и изменения двигательных навыков; высокой степенью развития органов чувств (зрения, слуха и мышечного слуха); скоростью и точностью сенсомоторных реакций; быстротой, точностью определения скорости движения и пространственных отношений; широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания; хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти; настойчивостью, решительностью, смелостью; склонностью к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя; эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью; инициативностью и сообразительностью.

Оценка сложности труда водителей на городском автобусном маршруте №298

Цель данного раздела заключается в следующем: на основе сбора необходимой информации о городском автобусном маршруте осуществляется расчет сложности труда водителей на маршруте на основе алгоритмического описания их деятельности, сравнение сложности работы водителей при выполнении различных операций по управлению автобусом, а также сложности работы водителей на анализируемых маршрутах.

Сбор данных о маршруте

Была составлена схема автобусного маршрута с указанием остановок и их особенностей, поворотов, подъемов, спусков, светофоров, и т.д.

Перейти на страницу: 1 2