Spolrussia.ru

Совершенствование управления персоналом

Современные методы мотивации

Сегодня, пожалуй, технология Balanced Scorecard (ключевые показатели эффективности, или КПР) наряду с процессным управлением является самой «модной». КПР – дает возможность не только создать такой набор, но и сбалансировать его относительно стратегии компании. Эта технология направлена на достижение целей компании.

В каждой организации используются те или иные инструменты мотивирования, считающиеся эффективными и допустимыми. Чтобы эффективно настроить работников, их необходимо «проинвентаризировать», составить соответствующие списки этих инструментов. Как правило, несмотря на кажущуюся простоту, сделать это непросто. Необходимо внимательно проанализировать, как используются (а точнее, должны использоваться) те или иные инструменты, возможно ли их применение в качестве именно инструментов мотивирования сотрудника. Часто оказывается, что это просто «условия труда». Например, социальный пакет, параметры которого не зависят от результатов труда сотрудника, может рассматриваться как мотивирование на работу в компании или на карьерный рост, но не как инструмент мотивирования для побуждения к эффективной работе на реализацию стратегии компании.

Можно рассмотреть основные шаги методики разработки системы мотивирования на базе КПР, входящих в систему сбалансированных показателей:

1. Построение иерархии КПР для сотрудника.

2. Отбор инструментов мотивирования и выделение групп мотивирования.

3. Иерархизация инструментов мотивирования в рамках выделенных групп.

4. Выделение подгрупп мотивирования и построение схем мотивирования.

5. Определение параметров схем мотивирования и объединение схем мотивирования сотрудника в систему.

Опыт внедрения таких схем показывает их высокую эффективность: компаниям удавалось таким путем решать весьма напряженные задачи.

Предприятия вкладывают деньги в строительство, а работники получают возможность покупки жилья в кредит по низким ставкам кредитования. Перспектива здесь состоит в том, что сотрудник мотивируется на длительную работу на предприятии.

Все большее воздействие на эффективность фирм, работающих в сфере услуг, оказывает Service/profit chain effect – эффект непосредственной связи между качеством внутрифирменных процессов, качеством внешнего сервиса (удовлетворенность потребностей клиентов) и прибылью фирмы.

Вопросы мотивации основаны на том, что эффективный работник – это высокомотивированный работник. Существует такая категория, как порог материальной чувствительности к стимулированию. Согласно теории мотивации Виктора Врума, если ожидаемое вознаграждение воспринимается работником как значимое, он склонен затрачивать свое время и усилия, принимая на себя ответственность.

В некоторых компания используется «компенсационный пакет»: питание на работе, оплата общественного транспорта, медицинское обслуживание и другие плюс дополнительные поощрения работников – продажа акций компании, ценные подарки, моральное поощрение, отгулы, дополнительные отпуска. В организациях все чаще стала использоваться система «кафетерий». Сотруднику предоставляется возможность выбрать «меню», которое больше для него подходит. Например, в одном из «меню» предлагается оплата детских путевок, но если сотрудника нет детей, то он просто может выбрать другое «меню» с более необходимыми для него льготами.

Удовлетворенность персонала оказывает влияние на качество предлагаемых услуг клиентам. Удовлетворенность персонала лоялен компании и вносит больший вклад. Удовлетворенный сотрудник вряд ли уволится.

Очень действенна нематериальная мотивация. Мотивация собственным примером. Работая в сильной команде, сотрудник становится более мотивированным, продуктивным, целеустремленным – и как следствие снижается текучесть персонала.

Таким образом, можно сделать вывод, что в каждой организации используются те или иные инструменты мотивирования, считающиеся эффективными и допустимыми. Вопросы мотивации основаны на том, что эффективный работник – это высокомотивированный работник.

Исследование системы мотивации. Опыт предприятий