2. Когда все усилия найти работу заканчиваются провалом, оптимистическое настроение сменяется пессимистическим. Безработный становится обеспокоенным и испытывает утомление от непрерывных неудач. Такое настроение приходит после девяти месяцев пребывания в рядах безработных, когда «надежда и терпение истощаются».
3. Наступает состояние надломленности и безразличия. Безработный превращается в фаталиста, покорно подчиняющегося своей судьбе и воспринимающего свои несчастья как неизбежность. Сознавая бесперспективность трудоустройства, и понимая, что в таком положении он может остаться навсегда, безработный пытается не столько изменить его, сколько по возможности приспособиться к новым условиям жизни. Человек привыкает к безработице . Умом он еще хочет от нее избавиться, но где-то в глубине души - уже не хочет. Он получил слишком много отказов в приеме на работу . свыкнулся с тем, что он неудачник . Это стадия полного поражения. Это крушение человека. По мере увеличения продолжительности безработицы происходит смена настроений ее жертв - от «оптимизма» до «пессимизма» и «фатализма».
В действительности существует гораздо большее разнообразие в настроениях людей, потерявших работу. Здесь выделена лишь одна из наиболее распространенных и типичных тенденций, характерных для состояния основной массы безработных, преимущественно среднего возраста.
Пагубные социально-психологические последствия потери работы, как и материальные, нарастают постепенно. В наибольшей степени они сказываются при продолжительной безработице. Хронические безработные особенно часто жалуются на душевную тревогу, беспокойство, тоску и скуку.
Невозможность занять себя каким-нибудь общественно полезным трудом, практически полное безделье физически здоровых, трудоспособных людей имеют своим следствием не одну только «смертельную тоску», хотя и она, в свою очередь, разлагающе действует на безработных. Длительный период вынужденного безделья, постоянные неудачные попытки трудоустройства вызывают у безработных чувство неполноценности и подрывают их самоуважение
Унизительное положение безработных заключается уже в том, что работоспособные люди, желающие трудиться, вынуждены обращаться к общественной помощи. Длительное пребывание без работы, ее безутешные поиски зачастую ведут к социальной изоляции безработных. 53% опрошенных безработных отмечали уменьшение контактов с коллегами, 31% - сокращение встреч с друзьями, 45% испытывали чувство стыда от потери работы, а 55% - чувство ненужности обществу.
Около половины безработных опрошенных отмечали, что им было «нелегко» сообщить своим друзьям и знакомыми об изменении своего общественного положения. Безработные боялись отрицательной реакции на такое сообщение со стороны окружающих и потери их уважения к себе. Такое отношение в состоянии деморализовать безработного
Безработица воспринимается многими ее жертвами не как порок системе, а как личная неудача. Радикальное изменение социального статуса человека, потерявшего работу, отражается и на его положении в семье. 1/3 семей, где отец оказался уволенным, участились трения и ссоры, авторитет безработного отца падает в глазах детей и жены. Безработица способствует разрушению гармонии семейной жизни. Жена безработного сравнивает его с тем, кто работает, и зачастую обвиняет в потере работы своего мужа, а не безличные и непостижимые силы мира.
Ситуация усугубляется, когда глава семьи теряет свое рабочее место и тем самым перестает быть «кормильцем», а кому-нибудь из членов семьи -- жене или детям - удается трудоустроиться. В этом случае прежнее главенствующее положение отца в семье, определявшееся его ролью работника, ставится под сомнение, и возможно перераспределение семейных обязанностей. При поступлении жены на работу безработный муж вынужден брать на себя обычно несвойственную ему функцию: домохозяйки, что многими мужчинами воспринимается как дополнительное унижение.
Как показывают конкретные исследования, отец, потерявший роботу и обреченный на вынужденное безделье, нередко становится крайне раздражительным и нетерпимым, что влияет на общую атмосферу в семье. Он чаще прибегает к грубому нажиму и реже - к демократическим методам воспитания. Снижение уровня самоуважения и материальные лишения, вызванные безработицей, затрудняют выполнение родительских и воспитательных функций Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7